Положение о финансовой структуре

Ниже представлен пример документа регламентирующим создание и внесение изменений в финансовую структура предприятия "Положение о финансовой структуре"

1.    Общие положения

1.1.    «Положение  о финансовой структуре» (в дальнейшем «Положение») определяет сущность финансовой структуры предприятия, порядок внесения в нее изменений и дополнений, а также ее связь с элементами организационной структуры.
1.2.    Положение является основным документом, описывающим финансовую структуру организации (в дальнейшем – финструктура), организационные основы и принципы ее функционирования.
1.3.    Положение разрабатывается Начальником отдела экономического развития  и утверждается Первым заместителем генерального директора – Начальником управления по экономике, финансам и  стратегическому развитию.
1.4.    Положение вводится в действие  Приказом Генерального директора.
1.5.    Каждому очередному варианту финструктуры присваивается порядковый номер с указанием даты разработки. Дата и номер варианта разработки являются его обязательными реквизитами и подлежат указанию при любом упоминании в документах.
1.6.    Настоящее «Положение» определяет:
•    принципы построения финструктуры;
•    типы центров финансовой отчетности;
•    организационные основы деятельности центров финансовой ответственности;
•    иерархию подчиненности центров финансовой ответственности;
•    распределение и закрепление подразделений объединения по центрам финансовой ответственности.

2.    Основные понятия

2.1.    Финансовая структура – это иерархия центров финансовой ответственности, взаимодействующих между собой в рамках бюджетного процесса.
2.2.    Центр финансовой ответственности (ЦФО) – элемент финансовой структуры (структурное подразделение или группа подразделений) осуществляющее определенный набор хозяйственных операций, способное оказывать непосредственное воздействие на расходы и (или) доходы от данной деятельности и, соответственно, отвечающее за эти статьи расходов и (или) доходов.
2.3.    Финансовая структура создается на базе организационной структуры, действующей на момент утверждения настоящего положения. Все подразделения классифицируются  по видам доходов / расходов, которые они несут в процессе своей деятельности, и им присваивается статус соответствующего ЦФО.
2.4.    Возможны три варианта образования ЦФО:
•    ЦФО образуется из одного подразделения;
•    ЦФО образуется путем разделения одного подразделения на две (или более) части, каждая из которых получает статус отдельного ЦФО;
•    ЦФО образуется путем объединения нескольких подразделений с однотипными видами доходов/расходов.
2.5.    Руководство ЦФО осуществляет:
•    начальник образующего подразделения (1-й вариант);
•    назначенный руководитель для части подразделения (2-ой вариант);
•    руководитель одного из подразделений, входящих в ЦФО (3-й вариант).
2.6.    Каждый  ЦФО осуществляет свою деятельность в соответствии с бюджетом (сметой) доходов и/или расходов, спланированных на текущий период.
2.7.    Основной задачей ЦФО является выполнение своих производственных заданий в рамках установленных бюджетом показателей.

3.    Виды ЦФО

3.1.    В финансовой структуре выделяются три основных типов ЦФО, основанные на разделении ЦФО по видам доходов/затрат, за которые они несут ответственность:
•    Центры прибыли;
•    Центры дохода;
•    Центры затрат.
3.2.    Центры затрат отвечают только за произведенные затраты в своей деятельности. Центрами затрат является функциональные службы, в чьи задачи не входит получение дохода. Центры затрат  являются одними из основных источников получения информации при составлении бюджетов – они определяют расходную часть последних.
3.3.    Центры дохода отвечают за доход, который они приносят объединению за счет своей деятельности и не отвечают за произведенные затраты. Центром дохода может выступать подразделение объединения, предназначенное для получения дохода, а его затраты (суммы и направления, например, зарплата, реклама, аренда, транспорт) определяет вышестоящее подразделение.
3.4.    Центры прибыли отвечают перед руководством суммой заработанной прибыли, т.е. они контролируют как расходную, так и доходную сторону своей деятельности. Центром прибыли может выступать подразделение, самостоятельно осуществляющее производство и продажу продукции в составе объединения, или все объединение в целом.
3.5.    При необходимости предприятие дополняет данную классификацию другими видами ЦФО.
 

Вопросы и ответы по теме управленческий учет и бюджетирование

  • В какой аналитике использовать учет финансово-хозяйственных операций? +

    Единого решения, о том какую наборку аналитик необходимо использовать в управленческом учете, не существует. Каждое предприятие само определяет необходимость той Подробнее
  • В какой момент признаются доходы от деятельности? +

    Момент признания доходов фиксируется в учетной политике предприятия. В качестве примера рассмотрим типовое решения по признанию доходов. Подробнее
  • В какой момент признаются расходы от деятельности предприятия? +

    Момент признания  расходов фиксируется в учетной политике предприятия. В качестве примера рассмотрим типовое решения по признанию расходов. Подробнее
  • В чем заключается процедура консолидации данных? +

    Процедуру консолидации можно рассматривать как поэтапное выполнение определенных шагов, которые описаны ниже. 1. Трансформированные данные индивидуальных компаний Процедура консолидации начинается Подробнее
  • Для чего необходимо инвестиционное планирование проектов? +

    Инвестиции определяются как любые проекты, программы, планы приобретения, строительства или капитального ремонта активов, потенциально предполагающие получение дохода (в т. ч. Подробнее