Анализ ликвидности

В процессе ведения бизнеса компания владеет различными активами. Одной из важнейших характеристик является лёгкость, с которой может быть получен их денежный эквивалент. Принято разделять активы на несколько групп в соответствии с этим критерием:

  1. Самой высокой ликвидностью обладают денежные средства. Краткосрочные финансовые активы, которые могут быть доступны не позже, чем через две недели, близки к ним по этой характеристике.
  2. Оборотные активы и различные виды дебиторской задолженности, срок реализации которых не превышает двух месяцев, относятся к средней категории.
  3. Однако существует активы, ликвидность которых будет существенно ниже. Хотя всех их можно характеризовать в качестве низколиквидных, тем не менее они между собой могут существенно различаться. К категории труднореализуемым относятся необоротные активы, а также долгосрочная дебиторская задолженность.

Чтобы правильно оценить ликвидность тех или иных активов обычно необходим тщательный анализ. В качестве примера, требующего более детального рассмотрения, можно привести трудно взыскиваемую дебиторскую задолженность со сроком до двух месяцев. Не всегда понятно, к какой именно группе активов её следует отнести. Если оценивать имущество по балансовой стоимости без учёта возможностей реализации, оценка получится необъективной.

Как определять уровень ликвидности различных групп активов

Тщательный анализ необходим, в частности, для определения уровня платёжеспособности компании. На основании рассмотрения всех групп активов высчитывается общий коэффициент. Если он равен 1,5-2,0, то это говорит о хорошей платёжеспособности фирмы. При анализе каждой группы активов, нужно обращать внимание на следующие вещи.

Товарно-материальные ценности

Их рекомендуется рассматривать по конкретным видом, определяя возможности их реализации. Например, нужно учитывать, что часть можно сбыть на открытом рынке, а в некоторых случаев придётся долго искать покупателя. 

Специализация компании определяет её возможности по-разному для различных групп материальных ценностей. На возможности сбыта также влияет их качество и востребованность среди покупателей.

Дебиторская задолженность

Если подойти формально, то ликвидность такой задолженности определяется сроком возврата средств. Но на самом деле многое зависит от надёжности или платёжеспособности должника. Средства. которые трудно получить. являются низколиквидными независимо от установленного срока.

Незавершённое производство

В их составе могут быть совершенно разные активы. Возможность реализации у различных видов может быть несопостовимая. В качестве примера можно рассматривать неиспользованные расходные материалы и сложные узлы, которые сделаны не полностью. 

Если первые обычно можно легко реализовать на рынке, то для вторых найти покупателя будет трудно. Некоторые ингредиенты могут оказаться быстро портящимися и не подлежащими продаже.

Готовая продукция

Она включает в себя в большинстве случаев готовые к продаже товары. Исключение составляют сложные и дорогостоящие товары, сделанные по специальным заказам. В первом случае информация о ликвидности уже известна компании, так как она уже давно работает с определёнными товарами и хорошо знает ситуацию на рынке. Во втором придётся внимательно изучать все доступные возможности для реализации и на основании проведённого анализа делают вывод о ликвидности в этом случае.

Производственные запасы

Предприятие готовит их с учётом особенностей своего производства. Они могут включать в себя материальные ценности, которые могут быть реализованы на рынке или узлы или вещества, которые имеют спрос только у немногих покупателей. В последнем случае каждый вариант придётся изучать отдельно.

Необоротные активы

Особенностью такого имущества является то, что оно первоначально не предназначалось для реализации. Однако здесь можно столкнуться с различными видами ликвидности.

Нематериальные активы

К этой категории можно отнести бренды, товарные знаки. патенты, компьютерные программы и аналогичные ценности. Оценивать нематериальные активы можно только в том случае, если на них существуют покупатели.

Основные средства

Далеко не все из них являются труднореализуемыми. Например, часто легко находятся покупатели на недвижимость, участки земли или транспортные средства. Если речь идёт об узкоспециализированном оборудовании, то для него найти покупателя может быть очень сложно.

Как построить оценку ликвидности компании

Приступать к ней нужно только после того, как будет завершён анализ основных групп активов. Состав используемых категорий и группировку ценностей производят с учётом их стоимости и возможностей реализации на рынке. Например. можно поступить следующим образом:

  1. Первая группа — это те ценности, которые можно практически сразу использовать для погашения задолженности.
  2. Во вторую группу относят ценности, которые могут быть проданы за месяц или два.
  3. К третьей группе целесообразно отнести активы, которые возможно реализовать за срок до полугода.
  4. В этом разделе учитывается те ценности реализация которых растянется на более долгие сроки, которые могут составлять несколько лет.

Распределение активов по группам произведённое на основании возможностей их реализации позволит обоснованно определить уровень ликвидности компании.