Этапы составления бюджета компании

Ниже представлен один из вариантов последовательности составления бюджета компании. Данный пример свойственен для компаний  малого и среднего бизнеса.

1 Формирование затратных частей БДР и БДДС

Из функциональных бюджетов переносятся обороты по статьям. Начисление затрат переносится в БДР, оплата затрат – в БДДС. Разнесение затрат производится с учетом разделения по видам деятельности.

2 Расчет налогов, включаемых в себестоимость для целей налогообложения

Производится расчет налогов (налог на имущество, ЕСН, НДС, и т.д.). 

3 Расчет необходимой прибыли

С учетом запланированных затрат на приобретение ОС, НМА, инвестиций, прогноза остатка денежных средств на начало планового периода и прочих факторов рассчитывается необходимая прибыль планового периода по видам деятельности.

4 Расчет налога на прибыль

В качестве исходных данных берется плановая база для налогообложения по правилам бухгалтерского учета, к ней делаются поправки для приведения в соответствие правилам налогового учета. Вычисляется величина налога. Результат заносится в соответствующую строку БДР. Разнесение налогов по периодам производится с учетом налогового календаря. Например, если налог на прибыль должен платиться авансовыми платежами, то налог 2 кв. вычисляется как сумма: переплаты/недоплаты 1 кв. + авансовые платежи к уплате 2 кв. (рассчитываются на основании прибыли/убытка 1-го квартала).

5 Расчет тарифов/цен на оказываемые услуги, расчет членских взносов

На основе затрат, необходимой прибыли и налога на прибыль, сформированных по каждому виду деятельности определяется размер необходимых доходов в плановом периоде. Путем деления необходимых доходов на объем услуг (кВт*ч, шт., и т.д.) определяются тарифы/цены на оказываемые услуги и членские взносы.

6 Формирование плановых поступлений денежных средств

Поступления денежных средств в плановом периоде это - сумма оплаты дебиторской задолженности за услуги Компании  на начало планового периода, оплаты услуг, оказанных Партнерством в плановом периоде и авансовых платежей за услуги Компании в периоде, следующим за плановым. 

7 Формируется Управленческий Баланс (Сальдовая ведомость)

Сальдо по статьям на начало планового периода переносится из функциональных бюджетов, начисление доходов расходов – из БДР, поступление доходов, оплата расходов – из БДДС.

Процесс бюджетного планирования выполняется в следующем порядке:

1 Финансовый Директор представляет на утверждение Председателю Правления основные исходные показатели бюджетного планирования:

  • Параметры для расчета плановой численности (процент роста/сокращения);
  • Процент изменения средней ежемесячной зарплаты сотрудников;
  • Прогнозный индекс роста затрат на товары, работы, услуги;
  • Процент сокращения затрат за счет проведения мероприятий по оптимизации деятельности;
  • Курсы пересчета валют;
  • Другие показатели.

2 После рассмотрения, корректировок и согласований исходные показатели бюджетного планирования утверждаются Председателем Правления и доводятся до сведения членов Правления и начальников Департаментов (ЦФО).

3 Все ЦФО формируют свои операционные бюджеты с учетом фактических данных за период предшествующий текущему,  прогноза исполнения бюджета в текущем периоде и производственных планов на плановый период. 

4 При необходимости ЦФО подают заявки на планирование отдельных затрат в департамент, курирующий данный вид затрат.

5 После заполнения своих операционных бюджетов ЦФО направляют их в Финансовый департамент.

6 После получения от всех ЦФО их операционных бюджетов ответственные департаменты составляют функциональные бюджеты.

7 На  основе функциональных бюджетов создаются три бюджета:

  • Бюджет движения денежных средств (БДДС); 
  • Бюджет доходов/расходов (БДР); 
  • Управленческий баланс (Сальдовая ведомость).

8 Бюджеты представляются на предварительное согласование Председателю Правления. Согласование осуществляется путем итерационного внесения изменений в бюджет до получения, устраивающего руководство Компании результата;  

9 Подготовленный и согласованный таким образом бюджет Партнерства выносится на согласование Правления.

10 Годовые финансовые планы Компании утверждаются Советом директоров.

11 Квартальные бюджеты Партнерства утверждаются Наблюдательным Советом. После утверждения бюджет становится директивным документом, обязательным для исполнения всеми ЦФО Компании. 

Вопросы и ответы по теме управленческий учет и бюджетирование

  • В какой аналитике использовать учет финансово-хозяйственных операций? +

    Единого решения, о том какую наборку аналитик необходимо использовать в управленческом учете, не существует. Каждое предприятие само определяет необходимость той Подробнее
  • В какой момент признаются доходы от деятельности? +

    Момент признания доходов фиксируется в учетной политике предприятия. В качестве примера рассмотрим типовое решения по признанию доходов. Подробнее
  • В какой момент признаются расходы от деятельности предприятия? +

    Момент признания  расходов фиксируется в учетной политике предприятия. В качестве примера рассмотрим типовое решения по признанию расходов. Подробнее
  • В чем заключается процедура консолидации данных? +

    Процедуру консолидации можно рассматривать как поэтапное выполнение определенных шагов, которые описаны ниже. 1. Трансформированные данные индивидуальных компаний Процедура консолидации начинается Подробнее
  • Для чего необходимо инвестиционное планирование проектов? +

    Инвестиции определяются как любые проекты, программы, планы приобретения, строительства или капитального ремонта активов, потенциально предполагающие получение дохода (в т. ч. Подробнее