Основные направления развития системы бюджетного управления

Проект по внедрению автоматизированной системы бюджетирования, как правило,  предполагает и изменение методологии бюджетирования,  а также стандартизацию бюджетных данных, упорядочивание отчетности, и автоматизацию бюджетного процесса, что позволяет:

  • Унифицировать и регламентировать процесс формирования бюджетной отчетности
  • Построить единую систему сбора, контроля и анализа деятельности компаний Группы на основании плановых и фактических данных об исполнении бюджета
  • Сформировать сводную (консолидированную) бюджетную отчетность по отдельным сегментам деятельности и по всей Группе Компаний в целом
  • Создать единую систему оценки деятельности дочерних обществ на базе единой системы ключевых показателей деятельности (KPI);

В то же время за рамками автоматизации системы бюджетирования, как правило, остается ряд вопросов, решение которых позволило бы существенно улучшить качество бюджетного управления. Данные вопросы можно условно разделить на три группы:

  • Вопросы совершенствования учета
  • Организационные вопросы
  • Предложения по дальнейшей автоматизации

К первой группе относятся следующие вопросы:

  • Отсутствие единой учетной политики, единого плана счетов, единых аналитических справочников, отсутствие единых стандартов в области учета (как бухгалтерского, так и управленческого). Для эффективного бюджетного управления необходима стандартизация учетных процедур для обеспечения возможности своевременной подготовки объективной и прозрачной информации об исполнении бюджетов. 
  • Несоответствие аналитических разрезов бухгалтерского и управленческого учета затрудняет оперативное формирование управленческой отчетности. Так как источником информации при формировании управленческой отчетности, как правило, являются данные бухгалтерского учета, необходимо унифицировать аналитику управленческого и бухгалтерского учета. Унификация аналитик позволит упростить процесс формирования отчетности о выполнении бюджетов, а также позволит в последующем автоматизировать этот процесс.
  • Недостаточный уровень прозрачности учета запасов и инвестиций снижают эффективность контроля расходов по этим направлениям. Необходимо совершенствовать данные виды учета как на уровне отдельных предприятий группы, так и  на уровне всей Группы в целом для обеспечения эффективной работы функциональных департаментов Головной компании.
  • Система бюджетного контроля может не обеспечивать 100% защиту от проведения несанкционированных платежей при отсутствии установленных лимитов контролируемых в режиме онлайн.

К группе вопросов организационного характера относятся следующие:

  • Как правило в Компании отсутствует однозначно понятная всем участникам бюджетного процесса система распределения ответственности. Данная ситуация может приводить к проблемам при подготовке и исполнении бюджетов. Рекомендуется проведение мероприятий по унификации организационной структуры Головной компании и дочерних предприятий группы, с последующим распределением и закреплением ответственности за все этапы бюджетного процесса.
  • Для повышения уровня прозрачности бюджетной информации предприятий Группы, рекомендуется переход на формирование бюджетов в разрезе мест возникновения затрат. Детальная информация позволит повысить эффективность принимаемых управленческих решений, а также обеспечит более высокую степень контроля деятельности предприятий.
  • В соответствии с общепринятыми в компаниях бюджетными процедурами,  как правило, осуществляется ежемесячное формирование бюджетов. Предлагается переход на формирование бюджетов с периодичностью один раз в квартал. Данное мероприятие должно существенно сократить временные затраты на подготовку бюджетов, тем самым высвободив время на качественный анализ исполнения бюджетов и решение проблемных вопросов в области бюджетного управления.

В качестве шагов по развития автоматизации на предприятии:

  • Рекомендуется внедрение единой системы учета на всех предприятиях Группы, либо приведение действующих систем к единым настройкам, которые обеспечат возможность применения единой учетной политики, использование единого плана счетов и аналитических справочников, а также обеспечат возможность простой процедуры переноса информации в корпоративное хранилище. 
  • Рекомендуется развитие системы бюджетирования. Внедрение системы бюджетирования в дочерних предприятиях должно обеспечивать расширение возможностей системы, увеличение уровня детализации бюджетной информации, а также вовлечение в процесс работы с ней функциональных специалистов предприятий.
  • Для поддержки процесса стратегического планирования и прогнозирования возможных рисков при принятии управленческих решений рекомендуется разработать систему моделирования результатов деятельности компании в зависимости от изменения ключевых факторов.
  • Для оптимизации процедуры согласования, утверждения внутренних распоряжений и контроля их исполнения рекомендуется внедрение системы электронного документооборота.

Вопросы и ответы по теме управленческий учет и бюджетирование

  • В какой аналитике использовать учет финансово-хозяйственных операций? +

    Единого решения, о том какую наборку аналитик необходимо использовать в управленческом учете, не существует. Каждое предприятие само определяет необходимость той Подробнее
  • В какой момент признаются доходы от деятельности? +

    Момент признания доходов фиксируется в учетной политике предприятия. В качестве примера рассмотрим типовое решения по признанию доходов. Подробнее
  • В какой момент признаются расходы от деятельности предприятия? +

    Момент признания  расходов фиксируется в учетной политике предприятия. В качестве примера рассмотрим типовое решения по признанию расходов. Подробнее
  • В чем заключается процедура консолидации данных? +

    Процедуру консолидации можно рассматривать как поэтапное выполнение определенных шагов, которые описаны ниже. 1. Трансформированные данные индивидуальных компаний Процедура консолидации начинается Подробнее
  • Для чего необходимо инвестиционное планирование проектов? +

    Инвестиции определяются как любые проекты, программы, планы приобретения, строительства или капитального ремонта активов, потенциально предполагающие получение дохода (в т. ч. Подробнее