Типовые проблемы при формировании консолидированной отчетности

По результатам обследования обычно выявляются следующие основные проблемы формирования консолидированной финансовой отчетности:

  • отсутствие единого подхода к учету по РСБУ операций предприятий Группы и приведение их (трансформация) в соответствие с МСФО;
  • появление новых видов деятельности и изменение требований к раскрытию существенной информации о деятельности Группы;
  • отсутствие практики самостоятельной подготовки консолидированной финансовой отчетности в соответствии с МСФО.

В целом, разработка Учетной политики  по МСФО позволит предъявить единые требования к предоставлению информации предприятиями и простимулирует унификацию учетной практики на местах. Автоматизация части трансформационных и большинства консолидационных операций позволит сотрудникам Компании самостоятельно формировать консолидированную финансовую отчетность. Участие сотрудников Компании в проекте позволит настраивать впоследствии внедренную Систему в соответствии с новыми требованиями.

По итогам обследования были обычно обнаруживаются следующие узкие места:

  • учет и трансформация в соответствии с МСФО основных средств, незавершенного строительства и нематериальных активов;
  • оценка справедливой стоимости активов;
  • консолидация с учетом большого числа приобретений/выбытий дочерних и зависимых обществ и долей в дочерних и зависимых обществах за отчетный период;
  • выверка внутригрупповых оборотов и остатков, нереализованной прибыли в остатках;
  • большое количество контрагентов, которых требуется консолидировать в единый перечень.

Формирование статей отчетности в части основных средств, незавершенного строительства и нематериальных активов предлагается как правило выделять в отдельную задачу, автоматизация которой будет осуществляться посредством единого регистра учета основных средств, незавершенного строительства и нематериальных активов.

Оценка справедливой стоимости активов и другие трансформационные корректировки, рассчитываемые на основании оценок руководства (включая расчет сумм отложенных налоговых активов и обязательств), предлагается осуществлять в ручном режиме с помощью журналов.

Операции по консолидации отчетности, исключению внутригрупповых оборотов и остатков, нереализованной прибыли в запасах, расчет консолидационных поправок при разных видах приобретений и выбытий дочерних и зависимых компаний предлагается осуществлять посредством автоматизированных расчетов.