Основы корпоративного казначейства

Почему нам недостаточно Бюджета движения денежных средств?

Во-первых, когда мы планируем «периодически», т.е. на год вперед, а по окончании года на следующий год, мы редко с какой-либо большой долей вероятности можем сказать как реально себя будут вести остатки на денежных счетах пока не доберемся до периода, в который нам снова дадут возможность построить прогноз.

Во-вторых, мы не всегда уверены, что платежи будут осуществлены именно в тех валютах, в которых мы там себе напланировали. Т.е. мы допустим знаем, что будет заключен договор, что будут проходить определенные объемы платежей или поступлений, но пока точно не знаем в какой они будут валюте (т.к. в малом количестве российских компаний в данный момент существует стратегия управления валютными рисками). Казначею же в его работе это знать необходимо, причем знать это ему необходимо не в разрезе месяцев или кварталов, а в разрезе недель или даже дней. Это необходимо по следующим причинам:

  • Даже если в компании отсутствует стратегия управления валютным риском, у Казначея существует тактика управления им. Зная за несколько дней сколько и какая валюта ему понадобиться, он может подгадать движения курса и либо заранее закупить необходимую валюту (если курс растет), либо ждать до последнего (если курс падает), не говоря уже о том, что он может воспользоваться деривативами. А курсовые разницы, исчисляемые всего лишь 2-3 днями могут составлять очень значительные абсолютные величины в пересчете на объемы закупаемой валюты.
  • В условиях недостатка ликвидности, казначей должен будет с точностью до определенного дня спрогнозировать и подать в банк сигнал на привлечение краткосрочного финансирования, а возможно и заранее провести переговоры о финансировании, которое не было запланировано на уровне бюджета. Даже если в бюджете была запланирована дыра в виде кассового разрыва, совершенно не очевидно, что она наступит именно в тот месяц, когда запланирована. Но даже если она наступит именно в тот месяц, не всегда понятно в какой именно день и в каком точно объеме. Определения сроков начала и объемов привлекаемого кредита значительно влияют на излишне уплаченные проценты, не говоря уже о случае с пользованием овердрафтами. Еще одним вариантом покрытия кассовых разрывов является перераспределение денежных потоков в группе, которое также требует действий, которые должны подготавливаться заранее и осуществляться точно в срок, не раньше, не позже.
  • В условиях избытка ликвидности, все лишние деньги должны приносить доход, а не валятся на счетах мертвым грузом, ожидая перемен, потому что именно там их быстрыми темпами сжирает пресловутая альтернативная доходность. Какой самый высокодоходный и при этом максимально консервативный (т.е. по идее безопасный) вариант размещения денежных средств? Именно, краткосрочные депозиты. И чем у депозита дольше срок, тем выше ставка. Здесь могут иметь значение плюс минут пять-десять дней и вы обладатель дополнительных 2-3%, которые при больших объемах размещений могут окупить заработную плату всего вашего подразделения и еще пару соседних. Как же эффективно размещать денежные средства в краткосрочных инструментах, если у вас на руках один только годовой бюджет в помесячно разбивке, да еще если быть уж до конца откровенными подчас построенный путем прибавления ставки НДС к значениям бюджета доходов и расходов?

В первом случае мы сталкиваемся лицом к лицу с валютным риском, а в двух последующих с процентным. Соответственно, эффективно управлять этими рисками (что по сути является уже дополнительной функцией) мы можем только при наличии у нас скользящего оперативного планирования.

Оперативное планирование

Оперативным, планирование называется ввиду его краткосрочности. Как правило это прогноз движения денежных потоков не более чем на 1-3 месяца, в разбивке по дням на первый месяц и по неделям на последующие второй и третий. Но все эти интервалы конечно могут меняться в зависимости от специфики деятельности Компании. Скользящим, планирование называется потому, что оно не начинается тогда, когда закончились очередные 3 месяца, а осуществляется ежемесячно или еженедельно прибавляя впереди прогноза по периоду, который прошел с даты последнего прогнозирования. Т.е. 1 февраля мы планируем на февраль, март и апрель. Как только закончился февраль и наступило 1 марта мы планируем на март, апрель и май и т.д. Таким образом мы в в том числе перестаем быть зависимыми от бюджета, который  не секрет иногда утверждается до конца 1 квартала года, на который он составлялся.

Как же корректно настроить оперативное планирование денежных потоков?

Методологии

На какой период планировать, где брать данные, как их анализировать, консолидировать и балансировать? Все это вопросы, требуют проработке в рамках постановки методологического базиса казначейской функции.

Автоматизации

Не секрет, что самым достоверным источником данных о прогнозе является носитель управленческой информации о движении денежных потоков, т.е. сотрудник подразделения, отвечающий за платеж или поступление. Чтобы собирать эти данные на постоянной основе, консолидировать и приоритезировать их, необходима адекватная информационная система.

Организационных изменений

Понятно, что если четко не прописать регламент процесса оперативного планирования, не определить ответственность и в последующем не проконтролировать достоверность прогнозов, дисциплина, а соответственно и качество оперативного прогнозирования будет стремиться к нулю.

Дополнительные функции казначейства

Управление финансовыми рисками

Тактику управления валютным и процентным риском я вкратце описал в пункте посвященному оперативному планированию, стоит лишь добавить, что конечно необходимо иметь и стратегическую систему управления финансовыми рисками, на основании которой все принимаемые обязательства и приобретаемые активы должны проходить через оценочную модель и должно приниматься решение о действиях относительно каждой конкретной рисковой позиции (принятие, перенос либо управление через хеджирование или страхование) и его взаимосвязи с общей корпоративной рисковой позицией по какому-либо из видов финансовых рисков. В западной практике у многих компаний существуют целые подразделение, возглавляемые Директорами по рискам (CRO). Руководители этих подразделений как правило имеют или претендуют на профессиональную сертификацию FRM и являются представителями топ-менеджмента.

Основным барьером, который мешает наладить управление рисками в Компаниях в России считают недостаток взаимосвязи между функциональными подразделениями и отсутствие корпоративной культуры управления рисками. Когда, например, операционные подразделения без оглядки подписывают валютные контракты и контракты в условных единицах с совершенно сумасшедшими методиками расчета курсов значительно увеличивая тем самым общую позицию по валютному риску.

Выход из этой ситуации следующий. Необходимо налаживать стратегическую систему управления финансовыми рисками, хоть это и достаточно сложный и трудоемкий процесс. И одним из лидеров внедрения системы стратегического управления финансовыми рисками в Компании должен быть Казначей, т.к. именно он имеет достаточное количество информации и компетенции в этой области.

Управление финансированием

Здесь речь идет о следующих функциях:

  • Управление отношениями с финансовыми институтами, связанными с кредитованием
  • Выявление потребности в финансировании и поиск адекватного кредитного инструмента
  • Оценка альтернативных доступных кредитных инструментов
  • Контроль обязательств по договорам финансирования

Вторая и третья задачи решаются методами финансового моделирования. В последующих статьях я постараюсь описать используемые мной подходы к оценке альтернативных кредитных инструментов (например невозобновляемая кредитная линия и финансовый лизинг) через построение финансовых моделей и варианты структуризации переговоров с финансовым институтом о финансировании на основании данных полученных из модели оценки.

Управление свободным остатком

В рамках этой функции, Казначей отвечает за:

  • Прогнозирование объемов и сроков поддержания свободных остатков, т.е. в каких размерах и как долго у Компании будут излишки ликвидности
  • Выбор и оценку инструментов размещения свободных остатков, т.е. куда эти излишки пристроить

Эффективно выполнять эту функцию без краткосрочного планирования в принципе невозможно. Вы только построите цепочку депозитов или других более рискованных финансовых вложений, как придет забывчивый представитель какого-нибудь операционного департамента и принесет заявку на платеж из-за которой вам придется порушить всю структуру своих краткосрочных финансовых вложений, что естественно повлечет за собой многократное уменьшение средней процентной ставки, которую вы могли бы получить досидев в купленном вами финансовом инструменте до оговоренного с банком срока. Особенно эта разница существенна на депозитах. 

Каждая указанная функция казначейства должна сопровождаться параметрами оценки ее эффективности, которые должны быть зашиты в ключевые показатели эффективности (KPI) Казначея и всех участвующих в них подразделениях.

 

Вопросы и ответы по теме казначейство

  • Как определить приоритет платежных обязательств? +

    Любые платежные обязательства, возникшие в соответствии с полученными или имеющимися документами, должны быть исполнены в соответствии с регламентом утвержденном на предприятии.  Подробнее
  • Что такое факторинг? +

    Операции факторинга – это способ финансирования торговых операций на основе предварительной оплаты счетов банками-комиссионерами, представляющий своеобразную форму кредитования торгового капитала. В Подробнее