Процесс контроля включает систему сбора, обработки и анализа информации о фактических результатах деятельности на всех уровнях управления Компании, выявление отклонений от плановых значений, анализ причин отклонений с учетом их величины, принятие решений по оценке неисполнения целевых бюджетных показателей либо по корректировке планов и бюджетов в допустимых случаях.
Для реализации задач контроля и анализа исполнения бюджета определяются:
- учетные системы для сбора и обработки информации о фактических результатах деятельности на всех уровнях управления Компании
- форматы отчетных форм исполнения планов и бюджетов
- набор контрольных показателей анализа исполнения бюджета
- участники процесса контроля исполнения планов и бюджетов
Ответственность Бизнес-единицы за исполнение планов и бюджетов регламентируется утвержденным Распределением ответственности. Распределение ответственности за исполнение планов и бюджетов Бизнес-единицы формирует Бизнес-единица. Распределение ответственности за исполнение планов и бюджетов утверждается Руководителем Бизнес-единицы.
Контрольные отчеты и показатели
Отчетные формы содержат плановые и фактические показатели, на основе которых производятся:
- анализ и контроль исполнения текущего планового задания (месячный отчет)
- анализ и контроль исполнения бюджета квартала, утвержденного в рамках годового бюджета (квартальный отчет)
- анализ исполнения годового бюджета (годовой отчет)
В состав отчетных бюджетных форм включается аналитическая записка как пояснение к составу данных в основных бюджетных формах. В аналитическую записку по отчетному периоду включаются разъяснения причин отклонений фактических данных от плановых показателей.
Источники фактических показателей отчетов по исполнению бюджета следующие:
- финансовые показатели формируются на основе данных бухгалтерского учета на основе методических рекомендаций с указанием порядка трансформации данных бухгалтерского учета в отчетные формы
- натуральные показатели формируются на основе данных производственного, складского и других видов учета
Реализация функций контроля бюджета
В Компании реализуется два основных метода контроля бюджета:
- Контроль бюджетов по отклонениям:
- факт – контроль, осуществляемый на основе анализа данных по факту совершенных хозяйственных операций
- прогноз – контроль, осуществляемый на основе анализа ожидаемого исполнения совершенных хозяйственных операций в бюджетном периоде
- Оперативный контроль платежей (бюджетов денежных средств) – превентивный контроль расчетов по хозяйственным операциям
Контроль бюджета по отклонениям
Контроль бюджетов по отклонениям включает:
- Выявление отклонений на основе данных бухгалтерского учета, производственного (количественного) учета и прогноза расходов и движения активов по незакрытому периоду. Для этого должна быть обеспечена содержательная однородность плановых и фактических показателей
- Оценку отклонений с точки зрения влияния на запланированный результат
- Выявление характера отклонений (регулярное или случайное) и причин отклонений, которые могут быть связаны как с непредвиденным изменением внешних условий, так и с внутренними причинами
- Подготовку на основе анализа отклонений рекомендаций и возможных управленческих решений по устранению / минимизации причин неблагоприятных отклонений фактических показателей от плановых как в текущем, так и в будущих бюджетных периодах
- Принятие управленческих решений
Планово-экономические службы Бизнес-единицы осуществляют анализ и контроль исполнения бюджетов Бюджетных единиц и Консолидированного бюджета Бизнес-единицы в целом. Сравнивая фактические данные с плановыми, финансово-экономическая служба совместно с функциональными управлениями Бизнес-единицы определяет, какие меры необходимо предпринять по отклонениям: внесение изменений в исходные параметры формирования бюджетов, сокращение расходов или увеличения доходов бюджета и т.д.
Оперативный контроль бюджета движения денежных средств
Инструментом оперативного контроля утвержденного бюджета движения денежных средств является процедура контроля формирования, согласования и исполнения заявок на осуществление расчетов. Каждая заявка проходит процедуру согласования и проверки на предмет превышения лимита по соответствующей статье бюджета. Превышение лимитов в текущем периоде допускается только по специальному распоряжению должностного лица с соответствующими правами.
Выделяются следующие участники процесса оперативного контроля расходования денежных средств:
- Подразделение – инициатор платежа осуществляет формирование заявки на платеж
- Функциональный центр ответственности контролирует целесообразность расходования денежных средств по статье бюджета, за которую ФЦО несет ответственность в соответствии с утвержденным Распределением ответственности
- Бюджетный контролер осуществляет контроль в рамках лимитов денежных средств и определяет статьи бюджета для финансирования сверхплановых расходов.
Распределение ответственности за статьи бюджета движения денежных средств устанавливается отдельными нормативно-методическими документами Бизнес-единицы.