Настоящий методический документ для процессов «Управление системой внутреннего контроля» и «Управление финансовыми ресурсами». Методический документ устанавливает единые требования к процессу определения уровня существенности и существенных бизнес-процессов.
Определение уровня существенности и материальности
Система внутреннего контроля должна охватывать все дочерние общества, входящие в периметр консолидированной отчетности Группы компаний Для ежегодного определения объема работ по тестированию и совершенствованию системы контроля над достоверностью финансовой отчетности определяется и рассчитывается уровень материальности и уровень существенности финансовой отчетности. Реализуя подход «сверху-вниз», основанный на последовательной оценке рисков возможного искажения финансовой отчетности.
Уровень материальности компаний, входящих в Группу, рассчитывается на основании консолидированной финансовой отчетности Группы за последний отчетный год, подготовленной в соответствии с МСФО, и представляет собой относительную величину в пределах следующих границ:
- 0,8 - 1 % от статьи «Выручка» Отчета о финансовых результатах;
- 0,5 - 1% от раздела «Активы»;
- 5 - 10% от статьи «Прибыль до налогообложения» Отчета о совокупном доходе. Уровень существенности определяется как 50 - 75% от уровня материальности.
Руководство Группы утверждает уровень материальности и уровень существенности на основании профессионального суждения, учитывая:
- Макроэкономические факторы;
- Отраслевые факторы;
- Особенности структуры Группы;
- Подверженность показателей изменениям;
- История выявленных ошибок.
Руководство Группы может снижать уровень материальности и уровень существенности в соответствии со своим профессиональным суждением.
Определение существенных бизнес-единиц, бизнес-процессов и границ бизнес-процессов
Для определения существенных статей отчетности используется консолидированная финансовая отчетность Группы за последний ответный год, подготовленная в соответствии с МСФО с разбивкой по дочерним зависимым обществам, исключая внутригрупповые обороты.
Для определения существенных бизнес-единиц, бизнес-процессов и границ бизнес- процессов необходимо выполнить следующие шаги:
Шаг 1
Выбор дочернего общества (включение в периметр системы контроля над достоверностью финансовой отчетности), удельный вес которых в консолидированной сумме активов, выручки и прибыли до налогообложения превышает или равен 5% хотя бы одному из этих показателей.
При этом решение об осуществление тестирования системы контроля над достоверностью финансовой отчетности дочернего общества, чей удельный вес в консолидированной сумме активов, выручки и прибыли до налогообложения больше 1%, но не превышает 5%, принимает Вице-президент по экономике и финансам на основе предоставленных данных от сотрудников финансового контроля.
Если удельный вес дочернего общества во всех этих показателях составляет менее 1%, то тестирование системы контроллинга над достоверностью отчетности данного дочернего общества не осуществляется.
Шаг 2
Выбор статей консолидированной финансовой отчетности (включение в периметр системы контроля над достоверностью финансовой отчетности) на основе количественных критериев (превышение уровня существенности) и качественных критериев (сложность области учета, применение профессионального суждения, наличие альтернативных принципов учета, а также наличие повышенных рисков искажения отчетности из-за специфики конкретных хозяйственных операций или бизнес-процесса).
Шаг 3
Определение периметра системы контроля над достоверностью финансовой отчетности, исходя из множества статей финансовой отчетности.
Для проверки полноты периметра системы контроля над достоверностью финансовой отчетности необходимо убедиться, что для каждой статьи консолидированной финансовой отчетности Группы, выполняется следующее условие: общая сумма по статье (за вычетом сумм внутригрупповых операций) для всех дочерних обществ, составляет не менее 60% от суммы статьи консолидированной финансовой отчетности Группы.
Если сумма по статье (за вычетом сумм внутригрупповых операций) для всех дочерних обществ составляет менее 60% от суммы статьи консолидированной финансовой отчетности Группы, то необходимо выбрать дополнительные дочерние общества.
Если сумма по статье (за вычетом сумм внутригрупповых операций) для всех дочерних обществ значительно превышает 60% от суммы статьи консолидированной финансовой отчетности Группы, то в целях рационализации периметра системы контроля над достоверностью отчетности имеет смысл рассмотреть возможность исключить из периметра данную статью для отдельных дочерних обществ.
Шаг 4
Дополнительный выбор или исключение дочернего общества, основывающийся на экспертной оценке с учетом следующих качественных критериев (представленный ниже список не является полным и исчерпывающим):
- структура ДО и / или его подразделений;
- вероятность искажений финансовой отчетности в результате ошибок или манипуляций с данными финансовой отчетности;
- значительное количество ошибок и / или ручных корректировок в финансовой отчетности, подготовленной за прошлые или текущий периоды;
- уровень централизации и унификации бизнес-процессов или их частей;
- результаты тестирования системы контроля над достоверностью отчетности за прошлые периоды;
- сложность и неоднородность процессов ДО и / или его подразделений;
- низкая квалификация персонала в ДО и / или его подразделениях;
- значимость ДО и / или его подразделений, а также процессов, протекающих в Группе и / или ДО с точки зрения руководства Группы;
- сложность, новизна и / или иная специфика учета и процесса формирования отчетности;
- внедрение новых ИТ-систем или существенное изменение функционала исторических ИТ-систем;
- замечания, содержащиеся в отчете (заключении) внешних аудиторов;
- программы и проекты по реструктуризации и реинжинирингу бизнес-процессов ДЗО/Группы.
Шаг 5
Выявление бизнес-процессов и подпроцессов, влияющих на формирование данных бухгалтерского учета, относящихся к каждой из статьей консолидированной финансовой отчетности Группы.
Шаг 6
Согласование задокументированного объема работ по совершенствованию системы контроля над достоверностью финансовой отчетности с внешним аудитором.
По завершения данных шагов осуществляются следующие процедуры:
- получение авторизации документа по объему работ по совершенствованию системы контроля над достоверностью финансовой отчетности Вице-президентом по экономике и финансам;
- информирование соответствующих ДО об объеме работ по совершенствованию системы контроля над достоверностью финансовой отчетности.