Данный документ дает оценку уровня автоматизации и необходимости автоматизации существующей модели бюджетного планирования для одной из компании.
В существующей системе планирования и контроля бюджета компании А достаточно хорошо проработаны методика планирования и механизмы контроля сводного бюджета доходов и расходов. Методические рекомендации по данным вопросам изложены в отчетных и регламентирующих формах. В ходе экспресс-обследования существующей системы планирования и контроля исполнения бюджета, отмечен недостаточный уровень автоматизации этих процессов, высокий уровень трудозатрат на выполнение типовых операций по увязке таблиц MS EXCEL специалистами ПЭО, недостаточное программное и информационное обеспечение для систематизации справочной информации. Выявленные в ходе обследования недостатки можно объединить в следующие группы:
- недостатки в реализации функций планирования и прогнозирования;
- недостатки в реализации функций анализа и контроля.
Недостатки в реализации функций планирования и прогнозирования:
- Система планирования бюджета, реализованная главным образом на основе отдельных взаимосвязанных таблиц MS EXCEL, не обладает достаточной гибкостью и согласованностью. При внесении изменений в одну из таблиц и корректировки зависимых данных необходимо открыть все взаимосвязанные таблицы. Это требует постоянно помнить состав, организацию и расположение всех используемых таблиц, для внесения необходимых корректив.
- Таблицы, заполненные Функциональными управлениями и ПЭО, при своде бюджета обрабатываются сотрудниками вручную, и контроль правильности заполнения ведется людьми, что также занимает много времени и увеличивает вероятность появления ошибок на каждом этапе (умышленное или случайное изменение структуры файла EXCEL).
- Отсутствует реестр разработанных и утвержденных таблиц для всех участников бюджетного процесса. Разработкой таблиц для Функциональных управлений занимается ПЭО. Таблицы для заполнения структурными подразделениями разрабатываются Функциональными управлениями и ПЭО. Систематизация таблиц вручную требует больших дополнительных трудозатрат на поддержание такого реестра в актуальном состоянии, учитывая частые изменения как состава, так и содержания данных таблиц.
- Отсутствует контроль непротиворечивости данных при внесении плановой информации, при вводе данных по отдельным статьям бюджета не предусмотрено их согласование с зависимыми статьями, нет арифметической проверки на непротиворечивость информации, что может привести к ошибкам (неточность, несогласованность сводного бюджета).
- Справочная информация (нормативы, натуральные показатели, ставки налогов и др.) хранится разрозненно на бумажных и электронных носителях, что может привести к несопоставимости бюджетных данных.
- Нет возможности оценить влияние отдельных параметров на бюджет в целом. В случае изменения отдельных параметров затруднен анализ “что - если”. Поскольку данные находятся в отдельных таблицах, затруднен контроль согласованности отдельных отчетов между собой.
- Отсутствует документированный механизм корректировки данных. При корректировке отдельных статей бюджета необходимо открывать всю «цепочку» зависимых файлов для пересчета данных. При такой корректировке необходим регламент для обеспечения достоверности пересчитанной информации.
Недостатки в реализации функций анализа и контроля:
- Анализ проводится вручную в таблицах EXCEL, нет возможности просматривать отдельные параметры и показатели в различных аналитических срезах, что не позволяет выявить возможности повышения эффективности производственного процесса.
- Фактические данные попадают в ПЭО также в формате таблиц EXCEL, отчеты по фактической информации весьма разнородны и требуют от сотрудников ПЭО трудозатрат для технической обработки и дальнейшего анализа показателей деятельности компании.
- Нет возможности проведения более глубокого анализа позволяющего без дополнительных трудозатрат и за короткое время выявлять причины перерасхода (экономии) бюджетных средств, участки с наибольшими или с наименьшими затратами, тенденции изменения отдельных показателей, выявление возможности развития, повышения эффективности и т.д.
- Большая загруженность сотрудников выполнением механической работы, отсутствие программных и информационных средств, облегчающих принятие управленческих решений.
- Сбор фактической информации по исполнению бюджета осуществляется ручным способом, отсутствует интеграция с бухгалтерскими и другими учетными системами.
Внедрение автоматизированной системы позволит систематизировать процесс планирования бюджета, обеспечить согласованность данных и единый формат движения бюджетной информации. Автоматизация процессов планирования и анализа исполнения бюджета, позволит компании А сократить время на формирование сводного бюджета и согласовывать корректировки данных структурных подразделений в оперативном режиме. Специалисты получат больше времени на выполнение более важных задач, таких как анализ, прогноз, обоснованное нормирование, разработку методик планирования и анализа, предложений по повышению эффективности работы, как отдельных Функциональных управлений, структурных подразделений, так и компании в целом.