Перед началом проекта по автоматизации необходимо провести экспресс-обследование предприятия и зафиксиров основные риски. В данном примере рассмотрен проект по созданию автоматизированной системы бюджетного планирования.
Создание автоматизированной системы бюджетного планирования, анализа и контроля является одним из ключевых проектов в направлении развития автоматизации компании А. Пилотный проект имеет риски, которые необходимо учитывать, поскольку они могут привести к невыполнению запланированных результатов и дискредитации осуществляемого пилотного проекта. Перечень рисков и возможные их последствия приведен ниже.
Недостаток ресурсов
- Затягивание сроков выполнения проекта на неопределенный срок
- Увеличение стоимости проекта
- Отставание методологической базы
- Неэффективное использование системы
- Затягивание сроков выполнения проекта на неопределенный срок
Недостаточные полномочия координаторов рабочей группы
- Увеличение времени принятия решений, что приводит к затягиванию сроков проекта
Нечеткие критерии оценки эффективности работы рабочей группы
- Разногласия в трактовке успешности хода проекта
- Возможный срыв проекта
Недостаточное понимание конечным пользователем целей и задач проекта
- Конфликтные ситуации, приводящие к увеличению времени и стоимости проекта
- Непонимание собственной роли и значения проекта
Низкий уровень квалификации и недостаточная осведомленность персонала
- Увеличение времени проекта
- Высокая стоимость проекта внедрения
- Трудности с поддержкой системы после окончания проекта внедрения
- Ощутимое сопротивление инновациям
Низкий уровень мотивации персонала
- Увеличение времени проекта
- Высокая стоимость проекта внедрения
С целью управления этими и другими рисками необходимо руководствоваться следующими копцептуальными принципами в ходе осуществления работ по проекту:
- Тщательный отбор персонала на ключевые позиции в Рабочую группу.
- Программа обучения руководства и специалистов компании должна быть синхронизирована с планами работ по пилотному проекту таким образом, чтобы не допустить решения очередных задач в условиях неподготовленного персонала.
- Руководство и персонал компании А должны получать новые ощутимые результаты работы Рабочей группы в обозримые периоды времени, не реже, чем раз в три месяца. Этот фактор должен быть учтен при разработке детальных планов по реализации пилотного проекта.
В методологическом направлении следует четко разграничить две категории разрабатываемых документов. Первая категория включает документы, которые могут быть приняты ПЭО и Бюджетным комитетом, которые относятся к его исключительной компетенции. Вторая категория включает документы, ориентированные на согласование с Функциональными управлениями, утверждаемыми на уровне руководства компании. К этой же категории относятся и документы, распространяемыми на ФУ и структурные подразделения с тем отличием, что они подлежат совместному, двустороннему или многостороннему утверждению. В первую очередь необходимо сосредоточиться на скорейшей разработке документов первой категории, так как это облегчит сам процесс развития методологии компании А. Фактически, Бюджетный комитет и ПЭО должны играть инициативную роль в процессе формирования нормативно-методологической базы.