Страница 1 из 3
Ниже представлен пример документа регламентирующим создание и внесение изменений в финансовую структура предприятия "Положение о финансовой структуре"
1. Общие положения
1.1. «Положение о финансовой структуре» (в дальнейшем «Положение») определяет сущность финансовой структуры предприятия, порядок внесения в нее изменений и дополнений, а также ее связь с элементами организационной структуры.
1.2. Положение является основным документом, описывающим финансовую структуру организации (в дальнейшем – финструктура), организационные основы и принципы ее функционирования.
1.3. Положение разрабатывается Начальником отдела экономического развития и утверждается Первым заместителем генерального директора – Начальником управления по экономике, финансам и стратегическому развитию.
1.4. Положение вводится в действие Приказом Генерального директора.
1.5. Каждому очередному варианту финструктуры присваивается порядковый номер с указанием даты разработки. Дата и номер варианта разработки являются его обязательными реквизитами и подлежат указанию при любом упоминании в документах.
1.6. Настоящее «Положение» определяет:
1.2. Положение является основным документом, описывающим финансовую структуру организации (в дальнейшем – финструктура), организационные основы и принципы ее функционирования.
1.3. Положение разрабатывается Начальником отдела экономического развития и утверждается Первым заместителем генерального директора – Начальником управления по экономике, финансам и стратегическому развитию.
1.4. Положение вводится в действие Приказом Генерального директора.
1.5. Каждому очередному варианту финструктуры присваивается порядковый номер с указанием даты разработки. Дата и номер варианта разработки являются его обязательными реквизитами и подлежат указанию при любом упоминании в документах.
1.6. Настоящее «Положение» определяет:
• принципы построения финструктуры;
• типы центров финансовой отчетности;
• организационные основы деятельности центров финансовой ответственности;
• иерархию подчиненности центров финансовой ответственности;
• распределение и закрепление подразделений объединения по центрам финансовой ответственности.
• типы центров финансовой отчетности;
• организационные основы деятельности центров финансовой ответственности;
• иерархию подчиненности центров финансовой ответственности;
• распределение и закрепление подразделений объединения по центрам финансовой ответственности.
2. Основные понятия
2.1. Финансовая структура – это иерархия центров финансовой ответственности, взаимодействующих между собой в рамках бюджетного процесса.
2.2. Центр финансовой ответственности (ЦФО) – элемент финансовой структуры (структурное подразделение или группа подразделений) осуществляющее определенный набор хозяйственных операций, способное оказывать непосредственное воздействие на расходы и (или) доходы от данной деятельности и, соответственно, отвечающее за эти статьи расходов и (или) доходов.
2.3. Финансовая структура создается на базе организационной структуры, действующей на момент утверждения настоящего положения. Все подразделения классифицируются по видам доходов / расходов, которые они несут в процессе своей деятельности, и им присваивается статус соответствующего ЦФО.
2.4. Возможны три варианта образования ЦФО:
• ЦФО образуется из одного подразделения;
• ЦФО образуется путем разделения одного подразделения на две (или более) части, каждая из которых получает статус отдельного ЦФО;
• ЦФО образуется путем объединения нескольких подразделений с однотипными видами доходов/расходов.
2.5. Руководство ЦФО осуществляет:
• начальник образующего подразделения (1-й вариант);
• назначенный руководитель для части подразделения (2-ой вариант);
• руководитель одного из подразделений, входящих в ЦФО (3-й вариант).
2.6. Каждый ЦФО осуществляет свою деятельность в соответствии с бюджетом (сметой) доходов и/или расходов, спланированных на текущий период.
2.7. Основной задачей ЦФО является выполнение своих производственных заданий в рамках установленных бюджетом показателей.
2.2. Центр финансовой ответственности (ЦФО) – элемент финансовой структуры (структурное подразделение или группа подразделений) осуществляющее определенный набор хозяйственных операций, способное оказывать непосредственное воздействие на расходы и (или) доходы от данной деятельности и, соответственно, отвечающее за эти статьи расходов и (или) доходов.
2.3. Финансовая структура создается на базе организационной структуры, действующей на момент утверждения настоящего положения. Все подразделения классифицируются по видам доходов / расходов, которые они несут в процессе своей деятельности, и им присваивается статус соответствующего ЦФО.
2.4. Возможны три варианта образования ЦФО:
• ЦФО образуется из одного подразделения;
• ЦФО образуется путем разделения одного подразделения на две (или более) части, каждая из которых получает статус отдельного ЦФО;
• ЦФО образуется путем объединения нескольких подразделений с однотипными видами доходов/расходов.
2.5. Руководство ЦФО осуществляет:
• начальник образующего подразделения (1-й вариант);
• назначенный руководитель для части подразделения (2-ой вариант);
• руководитель одного из подразделений, входящих в ЦФО (3-й вариант).
2.6. Каждый ЦФО осуществляет свою деятельность в соответствии с бюджетом (сметой) доходов и/или расходов, спланированных на текущий период.
2.7. Основной задачей ЦФО является выполнение своих производственных заданий в рамках установленных бюджетом показателей.
3. Виды ЦФО
3.1. В финансовой структуре выделяются три основных типов ЦФО, основанные на разделении ЦФО по видам доходов/затрат, за которые они несут ответственность:
• Центры прибыли;
• Центры дохода;
• Центры затрат.
3.2. Центры затрат отвечают только за произведенные затраты в своей деятельности. Центрами затрат является функциональные службы, в чьи задачи не входит получение дохода. Центры затрат являются одними из основных источников получения информации при составлении бюджетов – они определяют расходную часть последних.
3.3. Центры дохода отвечают за доход, который они приносят объединению за счет своей деятельности и не отвечают за произведенные затраты. Центром дохода может выступать подразделение объединения, предназначенное для получения дохода, а его затраты (суммы и направления, например, зарплата, реклама, аренда, транспорт) определяет вышестоящее подразделение.
3.4. Центры прибыли отвечают перед руководством суммой заработанной прибыли, т.е. они контролируют как расходную, так и доходную сторону своей деятельности. Центром прибыли может выступать подразделение, самостоятельно осуществляющее производство и продажу продукции в составе объединения, или все объединение в целом.
3.5. При необходимости предприятие дополняет данную классификацию другими видами ЦФО.
• Центры прибыли;
• Центры дохода;
• Центры затрат.
3.2. Центры затрат отвечают только за произведенные затраты в своей деятельности. Центрами затрат является функциональные службы, в чьи задачи не входит получение дохода. Центры затрат являются одними из основных источников получения информации при составлении бюджетов – они определяют расходную часть последних.
3.3. Центры дохода отвечают за доход, который они приносят объединению за счет своей деятельности и не отвечают за произведенные затраты. Центром дохода может выступать подразделение объединения, предназначенное для получения дохода, а его затраты (суммы и направления, например, зарплата, реклама, аренда, транспорт) определяет вышестоящее подразделение.
3.4. Центры прибыли отвечают перед руководством суммой заработанной прибыли, т.е. они контролируют как расходную, так и доходную сторону своей деятельности. Центром прибыли может выступать подразделение, самостоятельно осуществляющее производство и продажу продукции в составе объединения, или все объединение в целом.
3.5. При необходимости предприятие дополняет данную классификацию другими видами ЦФО.