Каскадный подход в методике внедрения автоматизированных систем подразумевает прохождения нескольких этапов работ. Каждый последующий этап строится на результатах предыдущего. При этом следует иметь в виду, что в зависимости от величины и сложности проекта, та или иная фаза может длиться от одного дня до нескольких недель. Ниже представлен общее описание всех этапов работ на проекте.
Предпроектный анализ
Данный этап предшествует началу основных работ и заключается в предварительном ознакомлении с предприятием Заказчика, определением целей, задач и рамок проекта. На основании сделанных выводов, осуществляется оценка трудоемкости и стоимости проекта.
Ознакомление может быть проведено в виде небольшого экспресс обследования или в виде изучения предоставленных документов. Полученные выводы относительно объемов работ и оценки трудоемкости и сроков работ фиксируются коммерческом предложении и договоре на работы по внедрению.
Обследование и проектирование
Данный этап представляет собой детальное обследование существующей методологии и практики бюджетного процесса на предприятии Заказчика и разработку эскизного проекта системы, который фиксируется в документе «Техническое задание».
По результатам детального обследования должно быть достигнуто однозначное понимание всех аспектов бюджетного процесса Заказчика и требований к его автоматизации. По результатам этапа проектирования должно быть достигнуто однозначно понимание принципов построения и архитектуры автоматизированной системы, а также функциональный состав информационной системы в разбивке по автоматизированным рабочим местам пользователей.
Разработка и внедрение
На данном этапе производится непосредственный процесс настройки ПО и создание необходимых рабочих мест пользователей. Основанием работ является Техническое задание, написанное на предшествующем этапе работ.
Процесс разработки, тестирования и внедрения является непрерывным: каждая задача, реализованная в системе, подлежит тестированию пользователями, после чего производится сбор и устранение выявленных при тестировании ошибок и замечаний, после чего она задача считается готовой к опытной эксплуатации.
Подобная организация работ приводит к тому, что пользователи вовлекаются в процесс общения и работы с системой до начала ее эксплуатации, что облегчает последующую ее передачу Заказчику. Помимо этого, пользователи получают возможность высказать свои замечания на более ранних этапах работ, когда стоимость внесения этих исправлений еще не столь высока, как на завершающих этапах проекта.
После того как завершена разработка и тестирования всех задач, предусмотренных Техническим Заданием, этап разработки завершается и система передается в опытную эксплуатацию. Передача системы в опытную эксплуатацию оформляется соответствующим актом.
Опытная эксплуатация
Этап опытной эксплуатации является своеобразным «переходным периодом», в ходе которого система передается от Исполнителя Заказчику. Основной Задачей данного этапа является запуск системы в эксплуатацию. В ходе опытной эксплуатации, специалисты Заказчика используют и поддерживают систему, а специалисты Исполнителя, консультируют и исправляют ошибки, выявленные в ходе эксплуатации системы.
Этот этап знаменует собой своего рода «стабилизацию», в ходе которой не ведется никакой разработки, и, следовательно, в систему не вносятся новые ошибки, а ранее внесенные – обнаруживаются и устраняются. По окончании этапа система считается законченной и пригодной к работе и передается в промышленную эксплуатацию.
Анализ результатов
Данный этап не является этапом проекта по внедрению информационной системы и предназначен для подведения итогов и анализа достигнутых результатов, а также для аккумулирования опыта, полученного проектной группой в ходе выполнения работ, с целью эффективного его использования в будущих проектах другими менеджерами.
Помимо этого, на данном этапе на данном этапе составляет план дальнейших работ с Заказчиком, и определяются шаги, которые требуется предпринять для дальнейшего развития данного проекта, или для подготовки предложений по внедрению других продуктов Hyperion.
Сопровождение
Процесс сопровождения информационной системы формально уже не является этапом проекта по внедрению информационной системы, но может включаться в общий договор при оказании комплекса услуг.