Бюджетирование  - это процесс составления и исполнения бюджета, который представляет собой финансовое, количественно определенное выражение маркетинговых и производственных планов, необходимых для достижения целей, поставленных компанией.

Важно подчеркнуть, что основная задача бюджетирования состоит не только и не столько в подготовке и составлении пакета функциональных и общих бюджетов, сколько в выявлении проблемных областей деятельности предприятия в предстоящем периоде и принятии решения по каждой из возникающих задач, а также в процедуре контроля и принятия управленческих решений в процессе исполнения бюджета.

То есть, чрезвычайно важен сам процесс работы над бюджетами – те вопросы и ответы на них, которые возникают в процессе согласования.

Целями  бюджетирования являются:

Планирование

Во время подготовки бюджетов руководители всех звеньев должны обязательно будут заглянуть вперед, определить цели, предвидеть проблемы и указать предприятию четкое направление развития. В этом заключается один из способов достижения компанией своих совокупных целей.

Контроль

После составления бюджета на определенный период контроль за деятельностью предприятия может быть осуществлен путем сопоставления фактических результатов с запланированными и выполнения, в случае необходимости, корректирующих действий на основе результатов этого сравнения.

Обмен информацией

Бюджеты являются эффективным средством доведения намерений высшего руководства до руководителей среднего звена, отвечающих за их выполнение. Бюджеты просто и точно определяют показатели деятельности каждого участка предприятия в течение бюджетного периода, и задача каждого соответствующего руководителя состоит в том, чтобы следить за достижением этих целей. Если процесс составления бюджета предполагает двустороннюю связь, то тогда бюджеты предоставляют хорошую возможность руководителям низшего звена обмениваться идеями и проблемами с руководством более высокого уровня.

Координация

Все бюджеты подразделений, образующие совокупный или общий бюджет предприятия, должны быть связаны таким образом, чтобы выполнение общего бюджета было возможно на практике. Например, бюджет затрат на приобретение сырья должен быть увязан с потребностями производственного плана для достижения запланированного уровня производственного потока. Аналогичным образом производственный план должен быть согласован с потребностями программы сбыта для удовлетворения ожидаемого потребительского спроса по мере его возникновения. Таким образом, процесс составления бюджета заставляет подразделения или отдельных руководителей предприятия работать сообща, чтобы обеспечить реализацию задач, намеченных в общем бюджете.

Мотивация (стимулирование)

Мотивация - это целенаправленное воздействие на сознание людей, участников производственного процесса, которое помогает им уяснить цели и задачи, стоящие перед организацией, и принять правильные решения для их выполнения. При этом акцент делается на создание в сознании человека мотива, побуждающего к реализации этих целей и задач. Важный момент в деятельности менеджера высокой квалификации – его умение побудить подчиненных действовать, прилагая усилия к достижению целей и задач, поставленных высшим руководством.

Оценка

Поскольку бюджет является "планом, выраженным в деньгах", степень выполнения или невыполнения данного плана может быть использована в качестве критерия оценки результатов деятельности руководителей и служащих, задача которых состоит в достижении целей, установленных в плане.