Ниже приведены типовые требования к формированию бюджетной модели системы бюджетирования.
Требования к функции «Разработка бюджетов отдельных проектов, бюджетов структурных подразделений, бюджетов главных специалистов»
Бюджетная модель должна обеспечить организацию экономического планирования в компании, то есть планирование доходов и расходов Общества при условии эффективного использования ресурсов и достижения запланированных показателей развития Общества.
Подсистема должна обеспечивать формирование доходов и расходов Общества в рамках формирования бюджетов следующих видов:
• бюджетов проектов - планирование доходов и прямых затрат планового периода, осуществляемых в рамках проекта;
• бюджетов структурных подразделений - планирование доходов и затрат по структурному подразделению. Затраты структурного подразделения складываются из прямых затрат по проектам, затрат по неосновной деятельности и накладных расходов структурного подразделения;
• бюджетов главных специалистов - планирование затрат вспомогательных и обслуживающих производств и служб, накладные расходы аппарата управления, затраты на мероприятия социального и капитального характера.
Требования к функции «Формирование бюджетов «сверху-вниз» и «снизу-вверх»
Система бюджетирования должна автоматизировать процесс обмена информацией между участниками бюджетирования как «сверху-вниз», так и «снизу-вверх».
Система должна обеспечивать распространение плановых показателей «сверху-вниз» от руководства, определяющего основные предпосылки формирования бюджетов, до непосредственных участников бюджетного планирования, а также предоставить возможность сбора результатов планирования «снизу-вверх».
Требования к функции «Финансовое планирование»
Система бюджетирования должна обеспечить организацию финансового планирования в компании, целью которого является подготовка и принятие управленческих решений по распределению финансовых ресурсов и при сохранении текущей ликвидности и финансовой устойчивости, планирование движения денежных потоков и оценка финансового состояния компании в результате планируемой финансово-хозяйственной деятельности.
В рамках финансового планирования выделяют следующие стадии, каждая из которых в итоге выражается в виде итоговой формы финансовой отчетности:
- план прибылей и убытков, который отражает финансовый результат деятельности предприятия в планируемом периоде;
- прогнозный баланс компании, который демонстрирует плановые изменения активов и пассивов и финансового состояния по результатам деятельности за плановый период;
- план движения денежных средств, который отражает остатки, приток и отток денежных средств ОКБ в плановом периоде в разрезе контрагентов.
Требования к функции «Формирование сводного бюджета Общества»
Система бюджетирования должна обеспечивать формирование сводного бюджета по группе путем свода бюджетов проектов, бюджетов структурных подразделений и бюджетов по неосновной деятельности.
Исполнение функции по формированию сводного бюджета группы компаний заключается в поддержании единого методологического пространства формирования бюджетов компании.
Требования к функции «Обеспечение сбора/ввода фактических учетных данных из учетных система»
Модель бюджетирования должна обеспечивать ввод фактических данных по исполнению бюджета из функциональных учетных систем, а также предоставить возможности по вводу фактических данных вручную.
Требования к функции «Обеспечение согласованности бюджетов Общества»
Система бюджетирования должна в ходе всего процесса формирования бюджета компании позволить финансово-экономическому блоку обобщать получаемые от служб-планировщиков предварительные плановые данные и при необходимости доводить промежуточные результаты формирования бюджета до совета директоров или любого другог управляющего органа, который вырабатывает решение, а тажке до участников бюджетного планирования для внесения необходимых изменений. Процедура согласования бюджетов должна поддерживаться системой до получения сбалансированного варианта бюджета.
Требования к функции «Построение гибкого бюджета»
Подсистема должна обеспечивать возможность изменения бюджета в течение текущего периода с учетом фактического частичного его исполнения при обеспечении сохранения исходного плана и полного документирования изменений.