Фаза проекта опытная эксплуатация посвящена выполнению плана испытаний и имеет целью убедиться в том, что построенное приложение, процедуры преобразования данных и интерфейсы поддерживают рабочие процессы в соответствии с разработкой. Подготовка конечных пользователей приложения на этой фазе обеспечивает успешную передачу им нового приложения на фазе развертывания.
Фаза должна привести к достижению следующих целей:
- Полное тестирование, в том числе процедур и процессов, приемлемости для пользователя, преобразования данных, интеграции и эксплуатационных качеств. Приложение должно быть готово к развертыванию в реальной среде.
- Оценка готовности к развертыванию.
Опытная эксплуатация программного решения имеет определяющее значение для успешной сдачи приложения. Однако реальность такова, что на пути к последовательному тестированию системы возникают препятствия: сроки, интерпретация, ресурсы. Программирование и другие модификации часто осуществляются за счет времени, отведенного на испытания. В результате, чтобы соблюсти установленные сроки, приходится жертвовать тестированием и качественной опытной эксплуатацией системы. Такая ситуация создает дилемму для руководителей проектов, которым приходится решать, что важнее: надлежащее тестирование или своевременная сдача проекта. Однако хорошо разработанный план позволяет если не избежать, то снизить необходимость повторения пути своих предшественников.
Следует иметь в виду, что тестирование не обеспечивает качество приложения, будучи лишь средством определения уровня его качества. Хотя опытная эксплуатация является важной фазой любого внедрения, не стоит допускать у клиента мысли о том, что при переходе на производственную эксплуатацию не может возникнуть проблем.
Требования к документации на данной фазе касаются в первую очередь обновления ранее созданных документов, главным из которых является План испытаний, сопоставляемый с результатами тестирования.
Описание документов
Отчет о проделанной работе / о ходе выполнения проекта
Как и на предыдущих фазах, отчет о проделанной работе фиксирует основные задания, выполненные для клиента. На средних и крупных проектах каждый член группы может составлять такой отчет и передавать его руководителю проекта. Последний сводит их в единый отчет для клиента. На мелких проектах отдельные члены группы обычно представляют отчеты непосредственно клиенту.
В зависимости от проекта может составляться отчет о проделанной работе, содержащий обзор текущего состояния. Такой отчет представляет собой резюме отчета о проделанной работе и не содержит подробностей. Решение об использовании этого отчета принимает руководитель проекта, который также отвечает за его составление и передачу соответствующим сотрудникам клиента.
Описание разработки – новая редакция
Описание разработки служит основой для плана испытаний по данному решению. Перед тем, как приступать к тестированию его нужно снова просмотреть. Все изменения, сделанные на фазе построения, должны быть включены в план испытаний, особенно те, что затрагивают сразу несколько компонентов решения.
Сметно-финансовые отчеты – новая редакция
На этой фазе, как и на предыдущих, сметы должны регулярно просматриваться, сопоставляться с фактическими сроками и затратами, а расхождения – обсуждаться с клиентом. Кроме того, расчеты должны отражать все изменения графика, ведущие к увеличению стоимости проекта.
Журнал регистрации проблем – новая редакция
Журнал регистрации проблем обновляется с учетом фактов, выявленных в ходе тестирования, в основном тех, что не требуют предупреждения о риске. Данные фиксируются на регулярной основе. Если проект находится в состоянии цейтнота, рекомендуется проверять журнал ежедневно, на 15-30-минутном совещании, провидимом непосредственно с группой тестирования. Это может показаться перестраховкой, однако в результате внимание каждого будет привлечено к критическим участкам, а вопросы будут рассматриваться своевременно. В некоторых случаях достаточно бывает проверять журнал раз в неделю.
План-график проекта – новая редакция
На этой фазе продолжается регулярный анализ и корректировка проекта. Очень часто именно на этой фазе имеет место несоблюдение графика, приводящее к недовольству клиента.
Предупреждения о рисках – новая редакция
В ходе тестирования могут быть выявлены проблемы, требующие действий со стороны старшего руководства компании. Предупреждение о риске – это средство реагирования на критические ситуации. К нему прибегают не во всех случаях, а только тогда, когда проблема относится к одной из следующих категорий:
- Выявлены такие свойства продукта, которые могут вынудить клиента отложить реализацию проекта или вообще отказаться от него.
- Нехватка персонала вынуждает клиента привлечь дополнительных консультантов.
- Стоимость или сроки фазы тестирования значительно превышают план.
Технические требования – новая редакция
Документ «Технические требования» должен содержать информацию об ожидаемых эксплуатационных качествах приложения. Он должен рассматриваться до начала этой фазы, чтобы тестирование приложения соответствовало всем техническим или операционным критериям.
План-график испытаний
Эти планы обычно более подробны, чем план проекта, и расписывают по дням действия по выполнению и оценке тестов. Фактические результаты должны фиксироваться вместе с выявленными проблемами (которые записываются в журнал).
План-график обучения – новая редакция
Обычно он содержит расписание занятий и списки пользователей, которые будут их посещать. Если осуществляются кадровые перестановки, нужно обязательно внести соответствующие изменения в план-график обучения.