ТЗ на разработку системы бюджетирования

Ниже представлен пример технического задания для разработки системы бюджетирования для газодобывающего общества.

1. ОБЩАЯ ИНФОРМАЦИЯ

Полное наименование программного комплекса: “Бюджетирование”. 

Сокращенное наименование программного комплекса:    «Бюджет»

Разработчик подсистемы -  сторонняя организация. 

Заказчик – планово – экономический отдел (ПЭО) ООО “Альфа”

Плановые сроки начала работ – согласно договора.  Работы финансируются  за счет собственных средств общества. 

2. НАЗНАЧЕНИЕ И ЦЕЛИ СОЗДАНИЯ ПРОГРАММНОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ

2.1 Назначение

Программное обеспечение комплекса “Бюджетирование” должно служить для автоматизации формирования финансового плана и бюджета Общества по видам деятельности, выходных форм в необходимом виде специалистами ООО «Альфа». 

2.2 Цель

Основной целью данного программного комплекса является оперативность и эффективность создания финансового плана и бюджета общества «Альфа», поддержка актуальности, контроля исполнения и анализа для принятия обоснованных решений. 

3. ХАРАКТЕРИСТИКИ ОБЪЕКТА АВТОМАТИЗАЦИИ

Объектами автоматизации являются: планово-экономический отдел – Х человек, финансовый отдел – Y человек, руководство ООО «Альфа» - Z человека и сотрудники ПЭО филиалов. 

Производственные отделы в работе этого комплекса не участвуют.

ООО «Альфа» является многопрофильным обществом. Основными задачами являются: добыча газа, газового конденсата, переработка тяжелых углеводородов, транспорт газа по системе газопроводов, бесперебойная поставка газа потребителям.

Общество «Альфа» состоит из X филиалов, каждый из которых занимается несколькими видами деятельности, производственного и непромышленного характера. Филиалы территориально размещены в различных регионах РФ.

Происходит двунаправленный обмен информацией с филиалами. Расходы филиалов лимитируются, все они находятся на сметном содержании. Проекты и планы лимитов вводятся пользователями в филиалах, затем уточняются и утверждаются администрацией без предоставления возможности дальнейшей корректировки филиалами. Только приказы президента ООО «Альфа» могут повлечь за собой изменение затрат в утвержденных планах филиалов. 

Пользователи филиалов имеют доступ только к информации своей организации, пользователи администрации могут  работать как со всеми филиалами и выделенными структурами, так и с выделенной для пользователя группой организаций. 

С информацией по выручке за реализацию продукции/услуг и эксплуатационным расходам (по отгрузке и оплате) работает планово – экономический отдел. 

Финансовый отдел вводит прочие доходы/поступления, операционные и внереализационные расходы, расходы за счет прибылей и убытков, расходы на капитальное строительство по источникам финансирования, кредиты и разбивает платежи по формам оплаты. 

Данные  по плановым налоговым платежам вводят специалисты финансового отдела, данные по фактическим налогам вводят специалисты планово-экономического отдела. 

Все вместе представляет объем информации, на основании которой происходит расчет аналитических показателей и проводится анализ финансового состояния Общества. Результаты работы рассматриваются и утверждаются руководством.

4. ТРЕБОВАНИЯ К ПОДСИСТЕМЕ В ЦЕЛОМ

Подсистема должна работать в интерактивном режиме в сетевом варианте на единой базе  в территориально распределенной вычислительной сети ООО «Альфа». Информация должна вводится однократно, храниться в одном месте, далее связь должна осуществляться через коды данного источника. Подсистема должна обеспечивать ввод данных в натуральном и денежном выражении, обработку и хранение истории информации и работы с ней. 

Подсистема должна обеспечить  вывод результатов на экран, на бумажный носитель и в файл в виде таблиц Excel. Для взаимодействия с подсистемами и задачами, разработанными в другой среде, необходимо иметь возможность экспорта в текстовый файл и импорта из текстового файла. 

Программный комплекс должен обеспечивать:

  • настройку классификаторов, справочников для возможности выполнения перекодировки по общекорпоративным справочникам ООО «Альфа»;
  • быструю адаптацию к изменению потребностей; 
  • ввод дополнительных аналитических показателей с внесением формул расчета пользователем;
  • доступ к удаленным данным;
  • обработку данных и формирование сводов;
  • ввод данных с различными статусами (проект, план, прогноз, факт);
  • копирование данных при создании вариантов данных или данных с другим статусом, с возможностью внесения изменений в созданные данные;
  • ввод данных по объемным показателям;
  • ввод данных по элементам доходов/расходов древовидной структуры;
  • агрегирование данных по узлам дерева доходов/расходов;
  • ввод данных по продукции/ услугам различных видов деятельности филиалов;
  • ввод ценовых характеристик по продукции/ услугам различных видов деятельности филиалов;
  • расчет отклонений фактических показателей от плановых;
  • сопровождение введенных данных текстовыми пояснениями;
  • работу с архивными данными в аналитических формах за разные периоды времени; 
  • анализ между финансовыми планами/бюджетами разных статусов и за разные периоды;
  • формирование отчетов жесткой структуры, удовлетворяющих требованиям стандартов СГП;
  • самостоятельное создание пользователем структуры и формы отчетов на базе имеющихся данных;
  • агрегирование данных по видам деятельности, отраслям, видам расходов и в целом по СГП; 
  • вывод агрегированных данных в виде отчетов;
  • аналитическую обработку данных, моделирование сценариев возможных действий для быстрой оценки проблемных ситуаций;
  • взаимосвязь лимитов доходов/расходов филиалов, финансового плана и бюджета общества
  • анализ влияния изменений курса валюты на финансовый план и бюджет организации;
  • контроль регламента планирования и отчетности;
  • работоспособность удаленных рабочих мест как по коммутируемым, так и по выделенным каналам связи на скорости Х Кбит/сек. 

4.1. Требования к структуре и функционированию подсистемы

Основными программными блоками подсистемы «Бюджетирование» являются:

  • блок ведения нормативно-справочной информации;
  • блок ввода исходных данных;
  • блок работы с базой данных конечных результатов;
  • блок обеспечения вывода информации;
  • блок экспорта/импорта данных;
  • полное описание всех структур баз данных в виде ERD-диаграмм и процедур обмена информацией.

В структурах таблиц подсистемы необходимо наличие следующих данных: 

  • Отчётный год - Вводится или выбирается по календарю
  • Отчетный период - квартал, полугодие, 9 месяцев, год – заполняется из НСИ
  • Вид данных - Финансовый план / Бюджет
  • Статус данных - заполняется из НСИ (план/факт)
  • Наименование организации формирующей данные - заполняется из НСИ
  • Наименование филиала – источника дохода/расхода - заполняется из НСИ
  • Элемент дохода/расхода - заполняется из НСИ (с учетом вложенности)
  • Тип элемента дохода/расхода - заполняется из НСИ (доход/расход)
  • Коэффициент индексации - заполняется из НСИ (влияет на изменение сумм по элементам доходов/расхода или цены)
  • Дата ввода индекса - заполняется из НСИ
  • Организация-плательщик - заполняется из НСИ (необязательного заполнения)
  • Группа организаций-плательщиков - заполняется из НСИ (необязательного заполнения)
  • Вид деятельности - заполняется из НСИ 
  • Отрасль - заполняется из НСИ (группировка видов деятельности)
  • Вид продукции/услуг - заполняется из НСИ
  • Единица измерения - заполняется из НСИ
  • Объем отгрузки - ручной ввод (сколько произведено)
  • Объем реализации - ручной ввод (сколько продано)
  • Тип цены - заполняется из НСИ (внутренняя, внешняя по РФ, внешняя по СНГ, внешняя экспортная)
  • Цена - ручной ввод
  • Курс валюты - заполняется из НСИ
  • Дата курса - заполняется из НСИ
  • Валюта - заполняется из НСИ (рубль, доллар…)
  • Вид данных - по отгрузке/по оплате
  • Сумма чистой реализации на сторону - ручной ввод (по элементу и виду продукции)
  • Сумма внутреннего оборота - ручной ввод (по элементу и виду продукции)
  • Вид налога - заполняется из НСИ (НДС, акциз…)
  • Сумма налога - ручной ввод (по элементу и виду продукции)
  • Сумма реализации на сторону с налогами - расчетно = сумма чистой реализации+суммы всех налогов по данной продукции
  • Сумма реализации с налогами и внутренним оборотом - расчетно = сумма чистой реализации+суммы всех налогов+сумма внутреннего оборота или сумма реализации на сторону с налогами + внутренний оборот
  • Сумма реализации с внутренним оборотом и без налогов - расчетно = сумма чистой реализации +сумма внутреннего оборота 
  • Форма оплаты - заполняется из НСИ (деньги, ц/б, МТР)
  • Сумма оплаты - ручной ввод (по формам оплаты)
  • Источник финансирования - заполняется из НСИ (прибыль/инвестиции…)
  • Дата ввода/вывода - заполняется по системным данным
  • Время ввода/вывода - заполняется по системным данным
  • Примечание - ручной ввод (необязательного заполнения)
  • Должность руководителя организации на утверждение документа - заполняется из НСИ
  • ФИО руководителя организации на утверждение документа - заполняется из НСИ
  • Дата утверждения - заполняется по системным данным
  • Наименование отдела - заполняется из НСИ

Вопросы и ответы по автоматизированным системам

  • Как классифицировать проекты внедрения автоматизированных систем? +

    Предлагаемый вариант классификации проектов достаточно распространен и используется для внедрения автоматизированных систем по бюджетированию. Подробнее
  • Как формируется расходная часть бюджета? +

    В основу формирования расходной части бюджета как правило положен принцип сметного планирования. Составление сметы позволяет функциональным управлениям спланировать будущие операции, Подробнее
  • Какие ошибки в построении бюджетной модели могут быть? +

    При обследовании функциональной модели бюджетного планирования можно выделить ряд типовых ошибок, которые характерны для множества компаний. Ниже представлен список типовых Подробнее
  • Какие существуют роли на проектах по внедрению автоматизированных систем +

    Под ролью участника проектной группы понимается совокупность типичных задач, решаемых в ходе проектных работ. Например, написание всей документации может быть Подробнее
  • Какие требования предъявляются к аналитическим функциям? +

    При выборе системы бюджетирования необходимо рассматривать требования предъявляемые  к  аналитическим  функциям рассматриваемой системы. Подробнее