В условиях поставленных жестких ограничений  сроков завершения работ по созданию автоматизированной системы бюджетирования при определении подхода к выполнению работ акцент был сделан на решении наиболее актуальных  задач бюджетного управления и отчетности в Головной Компании Группы.

В силу этого в рамках данного проекта предполагается решить первоочередные проблемы управления всей Группой Компаний в целом, а не унифицировать и  совершенствовать системы управления и бизнес-процессы отдельных предприятий. Задачи решения конкретных проблем управления финансами отдельных предприятий не включаются в рамки данного проекта, однако при необходимости  могут быть освещены при подготовке предложений по дальнейшему совершенствованию системы бюджетирования и отчетности в Группе Компаний. 

В рамках данного проекта все плановые, фактические и прогнозные данные будут формироваться по  дочерней компании в целом (без выделения бюджетов отдельных центров ответственности внутри дочернего Общества). Дополнительная детализация производственных и экономических показателей дочернего общества и аналитика бюджетных данных по месторождениям или центрам ответственности внутри компании в рамках данного проекта не предполагается .

Актульными задачами данного проекта в области совершенствования системы бюджетирования являются:

  • построение консолидированного Бюджета движения денежных средств с исключением внуригрупповых оборотов на основе унифицированных форматов предоставления данных дочерними предприятиями;
  • разработка унифицированного формата бюджета Доходов и расходов  с целью формирования консолидированного БДР с исключением внутригрупповых оборотов;
  • разработка унифицированных форматов функциональных (операционных) бюджетов и дополнительных расчетных форм с целью формирования консолидированной отчетности по отдельным видам расходов, инвестиций, активов, пассивов. Окончательный состав функциональных (операционных) бюджетов и расчетных форм будет уточнен и согласован с руководством Заказчика после проведения проектного обследования Головной и дочерних компаний;

В рамки данного проекта не включается разработка унифицированного формата, методологии формирования и построение консолидированного Прогнозного баланса Группы Компаний и отдельных дочерних обществ.

Построение бюджетов основывается на базе Бюджетного классификатора, в котором будут учтены специфические показатели и  уникальные для каждого сегмента деятельности бюджетные статьи. Таким образом, шаблоны основных и функциональных (операционных) бюджетов будут учитывать специфику бизнес-процессов каждого сегмента.

С учетом сроков реализации в модели бюджетирования будут реализованы алгоритмы расчета основных финансовых показателей на базе предпосылок и объемных показателей, алгоритмы взаимосвязи отдельных показателей и статей бюджета. Окончательная структура и алгоритмы модели должны быть уточнены и согласованы с руководством Заказчика после проведения проектного обследования Головной и дочерних компаний;

В рамках данного проекта форматы бюджетов будут предоставлены для заполнения ответственными специалистами финансово-экономических служб дочерних компаний с учетом наличия Рекомендаций по заполнению бюджетов.

Предполагается использование следующего подхода к формированию методических документов по системе бюджетирования:

  • Интервьюирование менеджеров Головной Компании и обследование типовых дочерних обществ с целью формулирования требований к составу плановых показателей и ключевых показателей деятельности.
  • Анализ существующих на настоящее время различных форматов бизнес планов с целью определения оптимального состава и структуры форм бюджетных данных для целей формирования консолидированных бюджетов и расчета ключевых показателей деятельности.
  • Унификация и стандартизация форматов и структуры бюджетов, управленческих отчетов; выделение внутригрупповых операций и создание методики их планирования.
  • Создание единого Бюджетного классификатора (справочника бюджетных статей), включающего в себя, все бюджетные статьи и натуральные показатели с дополнительно аналитикой, использующиеся в бюджетировании. В дальнейшем, предполагается, что сформированный бюджетный классификатор будет являться основой для перехода к единому стандарту ведения финансового и управленческого учета на предприятиях Группы.
  • Определение состава и наполнения дополнительных аналитических справочников, используемых для детализации и анализа бюджетных данных. 
  • Формализация  и унификация методик и алгоритмов расчета бюджетных показателей, разработка алгоритмов консолидации бюджетной отчетности .
  • Регламентация процедур формирования консолидированного бюджета, сбора фактических данных,  план-факт анализа.
  • Формирование пакета документов по методикам и регламентам планирования, их согласование с Заказчиком и их дальнейшая автоматизация.

Вопросы и ответы по автоматизированным системам

  • Как классифицировать проекты внедрения автоматизированных систем? +

    Предлагаемый вариант классификации проектов достаточно распространен и используется для внедрения автоматизированных систем по бюджетированию. Подробнее
  • Как формируется расходная часть бюджета? +

    В основу формирования расходной части бюджета как правило положен принцип сметного планирования. Составление сметы позволяет функциональным управлениям спланировать будущие операции, Подробнее
  • Какие ошибки в построении бюджетной модели могут быть? +

    При обследовании функциональной модели бюджетного планирования можно выделить ряд типовых ошибок, которые характерны для множества компаний. Ниже представлен список типовых Подробнее
  • Какие существуют роли на проектах по внедрению автоматизированных систем +

    Под ролью участника проектной группы понимается совокупность типичных задач, решаемых в ходе проектных работ. Например, написание всей документации может быть Подробнее
  • Какие требования предъявляются к аналитическим функциям? +

    При выборе системы бюджетирования необходимо рассматривать требования предъявляемые  к  аналитическим  функциям рассматриваемой системы. Подробнее